rust1964 (rust1964) wrote,
rust1964
rust1964

Categories:

Воспоминания Омских перехватчиков

Залезал тут нагло в форумы 64ИАП :) в поисках инфы про Ту-124Ш (это все про Космический:) и н6ашел много интересного... Вот...


...После истребителя, ТУ-124 это дискотека. Все орут. Инструктора не слышно. Слышно только техника самолета Авдеева Ивана Ивановича. который орал:" х..я ты его ( командира АЭ. подполковника Кононова) слушаешь, слушай меня, крен еб, скорость еб. высота еб и т.д.". Хотелось послать всех и уйти летать на Миг -17....


...Су-9У. При взлете с аэродрома Омск, не включился форсаж двигателя. Экипаж взлет произвел с последней плиты ВПП (с открытым соплом двигателя ) без форсажа, т.е без необходимой тяги для взлета.
После отрыва и набора высоты 15 - 20 м, самолет на предельных углах атаки начал валиться на крыло, и в районе БПРС с креном больше 90, столкнулся с землей. Носовая часть самолета с кабинами летчиков отломилась, и откатилась в сторону, остальная часть фюзеляжа (двигатель и топливные баки с 4 т керосина) при ударе взорвалась и огненным шаром пронеслась мимо носовой части.
Рабочие рывшие неподалеку траншею подбежали и начали ломами вскрывать фонари кабин и вытаскивать летчиков. Едва успели вытащить летчиков - от горевшего вокруг керосина и нагрева пиропатронов сработали катапульты. П/п-к Селецкий при ударе самолета о землю погиб.
Лейтенанту Щипицину – невероятно повезло, он остался жив, и несмотря на то, что получил серьезные травмы, сумел восстановиться на летной работе. Закончил академию, еще долго летал и уволился в 90-х годах в звании полковник.
Причина АП: самопроизвольное отключение форсажа двигателя в процессе взлета из-за неоткрытия крана кислородной подпитки в левой нише шасси при подготовке самолета к полету. ...


...Перед началом нового 1970-го учебного года, как было заведено, в Омске проходили сборы руководящего состава 14 ОА и тоже как раньше было заведено заканчивались они командирскими полётами. Для этого в Омск пригнали всё авиатехнику которая эксплуатировалась в армии. А было её не много: Омск и Семск на Тушках, Купино и Белая на Сушках, да Канск  на МиГ-17. Тушкари в то время летали на УТИ, поэтому обошлись малой "кровью", из Канска пришла пара- УТИ и МиГ-17, да из Купино боевой и спарка Су-9У, которую после сборов Скиданов (тогда ещё не командир полка, а комэска) должен был отогнать на ремонт (кажется в Н.Тагил) и оттуда убыть в отпуск. Во как было всё закручено, даром, что ни у кого из командиров кроме разве что нач. авиации армии полковника Ёлкина не было верхнего образования.И вот полёты: РП подполковник Купленик и я при нём ДШ, поскольку в его штатном экипаже, то и на СКП приходилось не разлучаться.Уже не помню успели мы начать свои полёты или нет( очень переживал-летает всё начальство и всё на"дровах", а заходы у всех "отворотом на РУ", а мы про этот РУ уже и подзабыли после училища) и тут принимаем группу Су-15 с завода Новосибирска в Савостлейку.Ребята, конечно, фраерятся, парашюты не выпускают, а что
впереди 3км, но это если впереди... . И вот один товарищ садится с ох...нным перелётом и я так думаю на такой же скорости, но как и все парашют не выпускает до тех пор пока не понимает что впереди "камыши". Когда он его всё таки выпускает, "поезд", как говорится "уже ушёл" и всё таки он предпренимает попытку сходу зарулить к дежурному звену, однако радиус разворота оказывается несколько большим, чем требовалось и первой ему под руку т. е. под левый воздухозаборник попадается УСУ . От удара по носу спарка разворачивается на 180 градусов и ещё бьётся носом о бруствер, который был сзади, а стал впереди, дальше стояла УТИшка, а поскольку она покороче и поменьше, то ей достаётся заканцовкой в правую скулу. А на крыле у Сушки была какая-то (как сейчас говорят) ШНЯ, которой УТИшку проткнуло и потом
разорвало всю морду лица. Только после этого пилоту удалось вырулить на РД и закончить пробег на стоянке 3-ей аэ, и только после этого он отключил двигатели включая левый, воздухозаборник которого был заклёпан наглухо.На этом полёты были закончены. Результат: Скиданов поехал в отпуск из Омска, УСУ не подлежала не только ремонту, но и вообще восстановлению, УТИ последовала за ней, Су- 15 месяца через три разобрали и увезли в неизвестном направлении, вероятнее всего назад на завод. Лётчику на этот раз повезло, потому что накануне утром улетел стоявший рядом с Су-9У заводской борт Ту-110, а его развернуть вряд ли бы удалось одним ударом.( Кто не знает Ту-110 специально делали для полётов Хрущова через океан-это был Ту-104, но с четырьмя двигателями, как у 3М. После Хрущова он эксплуатировался в МАПе и частенько стоял у нас возле ДЗ, т.к. на заводскую стоянку он не помещался.) Коля, а всё таки крепкий был самолёт! ...


...Год 1971-1972 . Собрались Семские девяткой поужинать в Омске, заодно выполнить план-посадка на другом аэродроме. С большим трудом наскребли девять самолетов и прилетели в Омск.
Омские встретили, расставили самолеты на ЦЗТ. Техники «бросились» готовить их к повторному вылету. Экипажи пошли в столовую ужинать. Наши повара и официантки стелятся перед ними. Накрывают столы и подают то, что осталось после ужина. Котлеты с колкотинскими помидорами, холодный чай с черным хлебом без масла. Поужинали. Даже спасибо не сказали. Прошла команда «по коням». Занимают готовность. Взлетать они должны с минутным интервалом. Лететь далеко, можно заблудиться, а так видят друг друга. Долетят. Восемь экипажей заняли готовность, а один мечется по ЦЗТ, ищет свой самолет. Вроде бы ставили у столба с фонарем. Столб есть, аппарата нет.
Всех высадили. Ищут всем составом и в ТЭЧи и на эскадрильских стоянках. Нет самолета. Искали до тех пор, пока Николай Иванович Билык (замполит 3-й АЭ 64 полка)не прилетел на нем с четвертого маршрута. Затем Н.И. Билык служа в Семске, инструктировал своих орлов: - «Смотрите в Омске не на девок, а за своими самолетами - могут угнать. Не найдете, вычту стоимость самолета с Вашего оклада».
Кто был РП не помню, наверное Купленник или сам П. И. Кузьмин...



...ОМСК. 198..год. Пятница, конец рабочей недели. Юрий Сергеевич Быков (косэска два и инструктор на Ту-124) предлагает : " Давай, Андреич. зайдем в гараж перед ужином,выпьем по соточке". Возражений не последовало и мы потопали в гараж. "Ты что будешь? " Сибирскую" или " Столичную"?" "Конечно "Сибирскую". Он достает из холодильника бутылку. На одной стороне бутылки этикетка " Сибирская" на другой стороне " Столичная" Достает грибочки. Наливает по стопке. И .......... Я такую гадость в жизнь не пил. Спирт с керосином. Это что-то. "Крылатых слов и выражений" от меня Бычок выслушал столько, сколько он по понедельникам на плацу не "рассказывал" своему горячо любимому
личному составу в течении месяца.
В оправдание он мне поведал историю появления СУЛТЫГИ в гараже.
Очередные учения. Ему задание, на ТУ-124 в Норильск, но через Купино. Они садятся в Купино, а у летно-подъемного состава уже во всю прооявилась жилка транспотника. Надо что-то " скоммунизмить" Вот они и прихватили с собой два пустых подвесных бака от Су-9 (БУ). Загрузились и рванули в Норильск. Прилетели в Норильск, а им команда: "Отвести маршала Москаленко со свитой в Сары-Шаган". Баки замаскировали чем могли и в перед. В Сары-Шагане маршала встречает весь КРС ( Командно-руководящий состав) Адъютант маршала дает указание нач. ОБАТО, обепечить экипаж всем неоходимым. Техник самолета В..с появляет смекалку. Требует ТЗ, маслозапрвщик, 5 банок АМГ и спиртозаправщик.
"СВСка то зачем?"- вопрашает нач ОБАТО."Для заправки емкостей маршальского туалета" не смущаясь отвечает В..с. Заправили, как вы догадались два подвесных бака и с этим добром и прилетели в Омск.
В следующую пятницу, я попробывал этот напиток, очищенный через бытовой фильтр " Родничок". Запаха керосина не было, а в остальном............
Последствия от той пробы проявились только сейчас, это облысение, ожирение, частичная утрата памяти, слуха и зрения, кариес и самое главное- коленно-локтевые суставы издают скрип и хруст при движении приставными шагами в направлении пивного ларя. ...

...Было это в1984 году, поскольку  главный герой может быть многим знаком назовём его условно Вася. Служил Вася в 350 ап, потом был переведен в 64-й, а оттуда поступил в академию и летом как это водится приехал на стажировку в тот полк откуда и поступал. Полк в это время готовился к каким -то мероприятиям и как обычно нужно было ввести в строй максимальное количество лётчиков, а на тот грех исправной оказалась одна спарка. И вот вызывает командир Васю и говорит: Вася ты прости, но возить тебя не на чем, да и некогда нам с тобой заниматься, поэтому вот тебе канистра спирта(10 литров), отдыхай, в лётной книжке что надо запиши, я подпишу. Вася взял канистру и с радостью убыл на "заслуженный" отдых. Ну а жизнь идёт своим чередом, подходит к командиру комбат подполковник Волков и говорит: лётно -техническая столовая испытывает определённые трудности по причине отсутствия тарелок-побились.Есть возможность этот дефицит устранить, для этого надо спланировать Ту-124 на Белую одним днём, остальное я сам всё решу.Для командира полка это естественно не вопрос и в очередной понедельник такая задача была поставлена.Чтобы было понятно комбат раньше служил в Белой, а рядом в г Усолье -Сибирское расположен Хайтинский фарфоровый завод на котором у него были какие-то подвязки. Тогда ещё хап-способ никто не отменял и промышленность с военными очень плотно сотрудничала. Задача поставлена стали собирать экипаж и вдруг оказывается что нет второго пилота, все лётчики в том числе и молодые задействованы и лететь не кому. Тут командир и вспомнил про Васю, отдаётся приказ найти и доставить живого или мёртвого. Ну Васю конечно быстро нашли и озадачили в понедельник в 8-00 вылет на Белую, он понял. В понедельник экипаж собрался , Васи нет.
Думали уже что и не будет, но ошиблись , часа через пол появляется Вася в состоянии лёгкого не стояния, в одной руке канистра, под другой дама.
Ну что с ним делать? Командир экипажа майор Виктор Бахтызин Васин однокашник и сослуживец по Белой решает лететь так как есть. По прилёте в Белую пока решались все оргвопросы по поездке комбата в Хайту и обратному вылету про Васю забыли. И вспомнили только когда начали собираться в столовую- дама есть и просит есть, а Васю как корова языком слизала. Поиски результата не дали, а капитан Жеглов тогда у нас не служил.Видимо и в Белой такового не оказалось потому, что нашли Васю на какой-то хате в Тайтурке(деревня такая неподалёку) только в четверг и в гораздо более плачевном состоянии, но в канистре ещё было.
(дама все эти дни была на полном довольствии у экипажа) А в это время уже вся армия на ушах, тушка каждый день в заявке, но даже не запрашивается и никто не может выяснить по какой причине.Как нашли, притащили Васю, положили в хвостовой отсек на чехлы и начали готовиться к вылету.
Пока "добро"получили, всё по быстрому- летят, высота (уже не помню какой там эшелон им дали-10200 или 10600) высоко, проходят Красноярск и вдруг запела сирена-разгерметизация кабины. Витя Бахтызин хватает маску, берёт её в зубы потом смотрит на прибор, а стрелка чуть- чуть от нуля отшкалена, кислород видимо ну очень давно заправляли, но лепестки расходятся, оглянулся, а весь экипаж уже в масках. Он свою выплюнул, кричит: кто кроме меня и штурмана возьмёт маску убью на месте и кислород не поможет, начинает экстенное снижение ,запрашивает посадку в Канске. Снижается до 2000 возвращается и садится в Канске, там быстро разбираются, что про закрытии двери в торопях не проверили и "посторонний предмет"защемили дверью. Никакого отказа не было поэтому дозаправились и вылетели на Омск. Быстро рассказывается, но вся эпопея с перелётом заняла часов шесть, при подлёте к Омску и Вася оклемался, кой как привёл себя в порядок и занял своё штатное правое сидение. Встречает борт командир полка и как назло Вася как старший по званию в экипаже выходит первым и сразу нарывается на вопрос командира по какой причине садились в Канске. Сначала неподдельное изумление Васи: В каком Канске, мы из Белой прилетели, потом такое же изумление командира:Вася ты где был? самолёт прилетел из Канска, а ты из Белой! Бахтызин ко мне! После разговора с Виктором подзыват Васю и говорит: я от своих слов не отказываюсь, но с вами товарищ подполковник больше на аэродроме встречаться не хочу. До свидания.И после академии Вася в Омск не вернулся, а куда попал я писать не буду,потому что кое кого из вас он потом учил, что водку пить вредно....

Возможно еще один вариант :)

... 1982 год. прилетели на Ту-124 в Белую по какой-то шкурной причине. Экипаж: Быков,(правака не помню) Швец-зам инженера АЭ.Карепин(ебин Вайс) Радист Иван Белый и аошник начальник группы из Быковской АЭ. Пассажиром был у нас комбат ОБАТО из Омска п-пк Ячменев( бывший замполит, подсидел командира ОБАТО и стал комбатом) Так он,падла, за пол ящика тушенки(22 банки) умудрился привезти из Ангарска Камаз с прицепом некондиционной фарфоровой посуды!!!! Потом из этой посуды весь полк более трех лет чавкал, включая солдат. Ячменев,конечно, приехал заебени вши! Сразу сел в салоне за стол на первом рабочем месте и захрапел. Нам срочно дают добро на Новосибирск. Запускаем! Хуй на рыло! МАО! НЕ дашь соврать, Что на Ту-124 ,если салон не загерметизирован.Двигатели запустить не возможно!!! Бычок вспомнил всех Вайсовых родственников и его домовую книгу (Карепин ,как всегда,не закрыл какой-то лючок) А РП толкает в жопу -ЗАПУСК немедленно! Но мы же орлы! Запустили с разгерметизированным салоном, Взлетели!! Дают эшелон более 10 000 метров. Ни хая себе!!!! Начали торговаться!!!! Нас послали к корове на прибор! И начался концерт! Эшелон мы заняли!!Чувствуется,что кислорода не хватает! В салоне кислородные маски имелись,но они не были подключены.Ячменеву кислородное голодание практически на здоровье не повлияло( он навернулся в проходе и продолжал храпеть,ну очень взволнованный человек) И здесь заметался ебин Вайс. Лишняя маска была у штурмана-инструктора в носу. Я как раз сидел за штурманским местом,,аКулачок пошел посмотреть на Ячменева( не откинул ли товарищ коньки) в это время появляется ну очень ОЗАБОЧЕНАЯ морда Вайса и пытается напялить на свою морду лица маску инструктора! Виктор Сергеевич,наблюдая такую наглость, пинает Вайса правой ногой, опять вспоминает всех его родственников и отправляет дышать в салон!!! Только в районе Красноярска нам разрешили занять эшелон ниже 7000 метров Когда сели в Новосибирске Ячменев проснулся и ни хрена нге понял, что было, а мы ему ЕСССССт ественно ни хрена не сказали. А Вайс был лишен чарки после выключения двигателей! Правда горбатого могила исправит, имело место не единственное хреновое отношение Карепина к обслуживанию Ту-124, но это уже другие истории!! ...


...  Ставрополь. Кузница штурманов для «128».
Летит зелёное чудовище в нём будущие штурмана «128».В кабине спит второй пилот, рядом дрожащими руками курсант- ведёт счисление пути... Остальной экипаж дремлет в хвосте. Проходят контрольную точку "Ставрополь".
Курсант, набравшись храбрости, выходит в эфир и докладывает: -"Борт ....Проходим Ставрополь ...высота 5700...расчетное время выхода из зоны 14,07..."
Диспетчер:
-"Подтверждаю... следуйте."
Облегчённо вытирает пот и углубляется в дальнейшие расчеты. Тут просыпается второй пилот. По приборам - проходят "Ставрополь"... В кабине - никого, курсант весь в бумажках. Лениво нажимает тангенту:
-"Борт .. Проходим Ставрополь..."
Диспетчер слегка недоуменно:
-"Подтверждаю..."
Второй с чувством выполненного долга "теряет сознание". В этот момент в кабину входит командир: курсант считает, второй спит, по приборам только прошли Ставрополь...
-"Борт ... 5700...Проходим Ставрополь... расчетное выхода из
зоны..."
Диспетчер (в легкой панике):
-"Понял Вас, ... следуйте... "
Раздумывая - не вкатить ли курсанту "неуд", командир молча покидает кабину...
В этот момент, вдоволь наоравшись на олухов в салоне, в кабину заходит штурман-инструктор...
Курсант ползает под креслом в поисках потерянного карандаша...второй спит...командира - нет. По приборам миновали Ставрополь...
Выверенным движением надевает наушники, хорошо поставленным командирским голосом чётко и правильно докладывает диспетчеру о пролете Ставрополя... на что в ответ слышит совершенно неуставное:
-"..будете идти обратно - Ставрополь МОЖЕТЕ НЕ
ДОКЛАДЫВАТЬ!!!"...

...было это осенью 1971года, нужно было забрать последние две спарки.
Экипажи Скурихин- Енютин и Фищенко- Семёнов прибыли в Воронеж, получили ,как водится , спирт ,поселились в КЭЧ-евской гостинице и стали ждать самолёты. Когда завод заканчивает выпуск какого-то типа самолёта, то это такой же праздник для заводчан, как и вылет первого, поэтому завод тоже готовился к нашему улёту.Но случилось непредвиденное у одной из спарок при облёте испытателем треснуло лобовое стекло, на замену нужно 5- суток, поэтому всем пришлось ждать. Когда настало время вылета все заводчане высыпали из цехов - посмотреть уход последнего, а последним по нашему уже плану уходил Витя Фищенко. Заправка 1500 в кессоны и на Котлас.А порядок вылета с заводского аэродрома подразумевал практически режим радиомолчания. Лётчик называл себя и спрашивал "как слышите"? в ответ "хорошо" разрешало всё и запуск и взлёт.
Первым вырулил Скурихин выполнив все необходимые по инструкции остановки и запросы,произвёл взлёт, доложил об исправности и пошёл на Котлас.Фишман не был бы Фишманом если бы при таком скоплении народа позволил бы себе также тихо улететь.Рулил очень быстро(также в Омске рулил раньше заводской испытатель Герой Советского Союза Вобликов, так что напротв СКП на рулёжке после прохода самолёта встала плита - Витя это видел), в процессе разворота на полосу обороты 100%, форсажи в догон, штурвал от себя и по мере разгона энергичный отрыв практически с трёх точек и уход с хорошим углом. Заводчане ох-ли, ник-то раньше такого
не видел , даже испытатели у себя дома не лихачили, все восторги на себя приняли наши техники, которые принимали самолёты...

...1971 г. Омск. Как обычно в феврале учения с перебазированием в Норильск, ну и как обычно, как говорил Анатолий Грачёв прилетели -зае......нили и спать. По утру тревога и погнали бороздить просторы бескрайнего СЕВЕРА. Погода вроде ничего, только были сомнения насчёт полосы, какая -то слишком уж заиндевевшая, ну да кто нас спрашивал, пошли в сторону о. Диксон, там был ПН он нас наводил на дальников, набрали кучу перехватов и в ПП и в ЗП и возвращаемся. Заходим на посадку, видимость неважная километра 4, а для безориентирной местности, да ещё раз в год там бывали вообще ни к чёрту. Заходим с курсом 190градусов, по радиокомпасу (ПРМГ тогда ещё там не было), всё нормально, подходим к полосе, всё хорошо, только скорость км на 10-15 в час больше, чем надо. В общем с небольшим перелётиком на скорости 320 Юра его притёр к полосе,чего ещё надо,а надо теперь остановить эти 35 тонн железа на полосе. Выпускаем парашют и не ощущаем рывка.РП говорит "парашют оборвался, тормози", да куда там несёмся как на электричке, смотрю мелькнули фонари 600 метров до конца ВПП, сказал Скурихину, в ответ: " Пиз...ц в камышах". Влетаем в снежный бруствер за полосой, вот тут мы поняли как по бездорожью на скорости 150 носиться. В общем"кидало нас, но не закинуло" как сказал поэт. Остановились , не можем понять в каком положении, горизонт кривой . Скурихин говорит "наверно нога отломилась, прилетели мягко сели высылайте запчастя, фюзеляж и плоскостя"(это слова из его любимой песни) Но надо вылезать, метод был - лётчик открывает фонарь валезает на нос самолёта потом закрывает фонарь садится на него верхом и так перемещается до воздухозаборников(как Слава говорит ВУ), а дальше пешком по фюзеляжу, крылу, пилону и на землю- матушку. Потом таким же макаром штурман.
Вылезли, смотрим самолёт цел только стоим мы уже в овраге поэтому казалось из кабины что стоим с креном.Один двигатель Юра отключил . так вот его ВУ наглухо забито снегом, второй работал всё прососал- чистый. Между крыльями ракет и плоскостями тоже всё забито снегом, остальное всё нормально, если не считать что мы ходим по насту, а самолёт стоит на земле примерно на метр ниже нас. В общем снега по самые ... кое кому по пояс будет. Аэродрома не видно, тишина, только холодно, мороз под 30 градусов. А дальше как в песне " пришёл тягач и с ним был врач и МАЗ попал куда положено ему", но это у Высоцкого, а у нас вместо врача
приехал полковник Староверов Б.И. с еб...ками.Но и это прошло, а самолёт-то надо вытаскивать, попробовали КРАЗом , стоит как приваренный, попробовали копать
прикинули результат ровно на полтора месяца работой обеспечены. Когда что-то не получается в армии что надо делать- правильно- драть виновника.
Но и это никуда не привело, тогда Староверов говорит мне "ты садись в самолёт", Скурихину " дай шлёмофон и подержи папаху" Инженеру" откопайте сзади колёс траншеи метров по 5 и сдвиньте самолёт назад, будем выруливать своим ходом, раз он сюда сам заехал, сам и выедет" Инженер чуть не на колени "Товарищ полковник  поломаем самолёт" ответ " а тебе чего если что вали на меня". Был в 3АЭ техник ст. л-т Баранов(эСДек должен знать) он очистил ВУ осмотрел лопатки обоих двигателей всё было в порядке, несмотря на страшную картину в начале. Обратным порядком садимся со Староверовым в самолёт, запускаем , прогреваем, обороты 100 процентов и понесла нечистая по кочкам, надо же развернуться, радиус получился большой и на выходе из разворота опять застряли, тут уже я получил свою порцию  звездюлей ну просто кроме меня никого близко не было. Опять команда копать и толкать назад. Снова запускаем на этот раз учтены все ошибки и после выхода оборотов на 100 процентов включается форсаж и самолёт пошёл потом побежал, потом выскочили на полосу и на скорости 150 отключили форсаж и убрали обороты. Я уж думал если выкатимся в обратную сторону будет полный АБЗАЦ, но не выкатились. На этом ещё всё не закончилось. На завтра снова полёты, но не по тревоге,а плановые и нам три вылета, ну и хорошо -летаем.После второго техник подходит и говорит "товарищ командир, вы перед уборкой шасси посильнее затормаживайте колёса" Показывает нам на основных шасси на дисках по бокам были такие маленькие гаечки, а теперь их нет, мол колёса после уборки вращаются
и гайки об створки срезаются. Ну Юра говорит я затормаживаю нормально ,но давай ещё проверим. Летим, тормозит больше чем всегда, прилетаем- гаек нет.
Полёты закончились потом иженер докладывает на правой стойке пробит гидроциллиндр складывающий тележку при уборке и у нас все три полёта в гондолу
входило только два колеса, а два зажатые створками торчали на улице и гондола была открыта. На следующий день Ту-124 пошёл на Омск за запчастями . а мы с Юрой отдыхали. После этого рассказы о том что Ту-128 был очень хлипким и разваливался чуть ли сам по себе меня не впечатляют. Его сломать ещё надо было уметь, а в руках крепких лётчиков он очень даже мог за себя постоять.
Когда мы со Скурихиным день не летали, а культурно отдыхали он мне говорит"
"Ты не переживай,если лётчик не выкатывался и не садился до полосы, то это ещё не лётчик", а я ему говорю "так что нам ещё надо и до полосы сесть?" Он "будь спок я уже это на Су-9 в Белой сделал. Зашёл вроде бы нормально . выравниваю, вдруг какие-то щепки выше самолёта полетели оказывается сел прямо на пирамиду обозначающую начало ВПП, а заодно прихватил ещё десяток фонарей пока вырулил на полосу, но пробег закончил где положено."
Но как говориться "зарекалась свинья гавно есть", пришлось нам и до полосы сесть, но это уже другая история. ...

... Омск, где-то 1978-79гг,начало апреля, собираемся отъезжать на полёты, загружаемся в автобус и вдруг загудела сирена.Делать уже нечего едем на аэродром, форма одежды летняя плюс демисезонные куртки.Подъезжаем к городской окраине , слышим взлёт самолёта, обычное дело- ДЗ подняли. Приезжаем, однако дело не совсем обычное, с ДЗ взлетел зам. комполка А.П.Мишарин выехавший на аэродром раньше на час для разведки погоды и нас всех садят в готовность №1.Заняли готовность, доложили,слышим по радио Мишарину дают посадку в Норильске, остальным в класс предполётных указаний. Быстро отбирают 12 экипажей, расписывают самолёты и по самолётам вслед за Мишариным в Норильск.Экипажу 2-х Николаев Смирнову и Лободину достался самолёт № 15 в 3-ей аэ, капонир прямо рядом с дежурным домиком, приехали они на самолёт, а там всё готово только катапультных кресел нет. Инженер заверил, что их уже везут, а поставить плёвое дело и "гусака" уже подтащили. Ну ребята отошли в сторонку и курят, а другие уже запускают и начинаетсся мандраж. Как устанавливалось кресло?
С двух сторон ставились стремянки на них по одному человеку ставят кресло по направляющим, один внизу крутит лебёдку "гусака"- опускает и ещё один ложится задом на перёд на фонарь и тоже что-то там поправляет.Ну а поскольку всё делается в страшной спешке кресло почему-то не становиться на своё место несмотря на все старания всей группы САПС и начаьник группы принимает решение вытащить его и разбираться с причиной. Даётся команда " вира помалу" и кресло движется вверх по направляющим, двое с боков и один посредине придерживают его до тех пор пока чека 2-й ступени КСМ-Т не натыкается на кулачек расположенный на 685 мм хода кресла по направляющим, который и служил для ввода в действие сего механизма.
Стоящий в сторонке экипаж слышит странный хлопок , оборачивается и видит как кресло летит вверх и вперёд метрах в 10 от самолёта от него отделяется какая-то большая тряпка , которая падает на бетон перед самолётом, а само кресло летит вверх, а потом тоже падает метрах в 30 впереди самолёта. К сожалению при вимательном рассмотрении "тряпка" оказалась прапорщиком который лежал на фонаре и двумя руками направлял кресло. На стремянках они увидели двух "инопланетян" у которых шапки и лица представляли одно целое чёрного цвета, как каски только без стёкол. Смирнову сразу же нашёлся другой самолёт и мы улетели не зная что там дальше с пострадавшими.Норильск нас встретил прохладой -39 , о своей одежде я упоминал, поэтому работать там мы смогли только после того как нам на Ту-124(утром следующего дня) привезли зимнюю одежду.Тоже сюжет для небольшого рассказа представьте мысли жены: муж ушёл на полёты в 11часов утра и вдруг в 23 часа приходят какие-то люди и говорят что надо передать им зимний комбинезон мужа,а то ему холодно. Итог "установки" кресла: все живы , У "инопланетян" облезла вся кожа на лицах и через полгода уже ничего не было заметно. У прапорщика несколько переломов в том числе лицевой части черепа. Всё ему собрали врачи, но к сожалению это был уже другой человек и по фотографии и по сознанию. ...

...Alex мимоходом поинтересовался когда в Омске ремонтировали полосу. Отвечаю- НИКОГДА! Просто она была один раз сделана по человечески как положено и видимо навсегда. Кто не знает полоса это заводская, строили её не военные строители- как они строили мы все знаем. Как говорят американцы:" любое дело можно сделать тремя способами- хорошо, плохо и по военному". К сожалению здесь приходиться с ними согласиться. Так вот ширина ВПП 80 метров из них 40 толщина заливного бетона 80 см. которая к краю уменьшается до 40 см и лежит это всё на подушке из песка и гравия общим слоем до 3-х метров. Причём дренажная система сделана так,что в любой ливень полоса практически сухая и выведен дренаж за 8 км в р. Омь. Если учесть что аэродром ещё при мне был оборудован по 1-му классу, то тех кто бросил этот аэродром расформировав 64ап иначе как круглыми ИДИОТАМИ не назовёшь, при всём нашем уважении к тогдашнему Главкому ген. п-ку Корнукову. С 1960 г. по 1997г. военные практически ничего не делая, кроме профилактики не смогли загубить этот аэродром- это дорогого стоит. ...

... Омск. Середина мая. 1980 год. День ПМУ. Летает 64 АП и 356 АП с ПК-45, Руководит полетами штатный РП –Виктор Луговской. РП передает по ГГС к нам вылетели Миг-25.
Прилетает Ан-12 с передовой 61 ИАП (Барановичи). Старший группы, полковник, бегом на СКП, отбирает у РП соску и садится на электрический стул. Луговской успел сказать по громкой: «Руководит группой перелетающих полковник №» с СКП не уходит, в воздухе находятся наши борты (Тушки). А в это время «мастера машинного доения» готовят ёмкости, шланги и т.д, для своевременного отбора СВС. Оживление на земле как перед пасхой. Садится первая пара МиГов. Все нормально. Заходит вторая. Смотрю с ЦЗ, что-то не то. Когда стал выравнивать, стало ясно, без шасси. Плавно притер и садится.
Летчик спокойно покидает самолет и отходит от него. Через некоторое время из под правой плоскости показался дымок. Дежурный инженер командует: « Пожарку на ВПП» Надо сказать, что накануне комбат запустил в эксплуатацию яму с водой перед ЦЗТ, что бы спец. техника проезжала по воде и не таскала грязь на полосу. Провели занятия с водителями, и если кто нарушит приказ комбата-сразу на свинарник.
Водитель пожарной выполняет приказ комбата. С разгона в яму с водой. Воды было много. Глохнет. А дыма из под самолета все больше и больше Подъезжает АПА вытаскивает пожарку, отцепляет трос и уезжает в не известном направлении. А самолетик начал гореть - появилось пламя. Кое-как наша пожарка доплелась до самолета. Пожарные раскрутили шланги и начали тушить горящий керосин водой. Площадь горения увеличилась во много раз. Почему водой? Потому, что рядом с аэродромом нарезали дачи и наша пожарка работала там «мелиоратором». Поливала огороды.
Приезжает пожарная автомашина соседей (авиаотряд завода «Полет») пытается залить все пеной, но площадь большая, а пены мало. Начали рваться кислородные баллоны.
Приезжают городские пожарные машины, к самолету не подходят –страшно. Им говорят: «Там есть бочка спирта». «Где?». Указали место. Быстро одевают пожарного в костюм, напяливают на него колпак типа нашего ГШ, дают в руки топор. Заливают пеной самолет, и бак спирта в безопасном месте. Короче, сгорел этот самолет из титана на полосе. Остались только двигатели и кое что, по мелочам.
Когда МиГ заходил на посадку, Володя Бакаев газовал Тушку, заступал на БД. Он увидал, что Миг садится без колес, и говорит в эфир: « На посадочном, вы без шасси». Но было поздно. Далее вступает в разговор РП: «//// - вы горите, покиньте самолет». С таким позывным в воздухе был еще ТУ-124. На Тушке осмотрелись, посмотрели в окна-паники не допустили.
Наш РП дает совет РП гостей: «Остальных сади на Омск-Центральный». Тот не в какую, только в Купино. Луговской ТУ-124 отправил на Центральный. Остальных в Купино. Первым летит Миг-25( АРК на 25 настраивают на земле, данных Купино не было в настройке), пилот пролетает Купино, вырабатывает топливо и покидает самолет на удалении 60 км от Купино. Следующим летит Серега Криулин на Ту- 128 и ведет за собой МиГи в Купино. Сели благополучно. Руководитель гостей, после прыжка, бросает соску и просит: « Скажите, что меня здесь не было»  Так ВВС потеряло сразу два исправных боевых самолета переданных ПВО. Дело в том, что 61 ИАП передали из ПВО в ВВС. Это была проверка МО. Наши мастера «машинного доения», остались без СВС.(упущенная выгода) Двигатели и что осталось от секретного самолета вывезли на железку. Хотели куда то отправить. Там и бросили. В 90 годах мужики сдали их на металлолом.(выгода)..
.

... "Эх если бы молодость знала и если бы старость могла". И Витя был бы с нами. Расскажу один из подобных случаев. Но сначала небольшое предисловие.
В Омске в конце 60-х -начале 70-х был замечательный экипаж на Ту -124Ш, командир майор Виктор Платонович Божко возраст за 40, до этого всю жизнь
пролетал на Ту-16 и налёта у него было если не как у всего полка истребителей, то как у двух эскадрилий точно. Борттехник капитан Иван Иванович Авдеев тоже за 40, но подальше, в области знания обслуживаемой техники авторитет неприрекаемый. Да и плохо бы выглядел тот, кто бы взялся ему перечить. Под стать этим корифеям и весь остальной экипаж, обращения к друг другу в экипаже исключительно по имени и отчеству, а за ними и весь полк привык так к ним обращаться, включая командиров всех рангов. И даже попавший в экипаж молодой штурман Вавилов, неожиданно для всего полка стал Иваном Ивановичем,хотя его однокашники ещё долго оставались Генками, Вовками,Витьками. Платоныч на боевом не летал поэтому он молодых лётчиков не вывозил, этим занимались инструкторы Костенко и Кузьмин, а вот проверял технику пилотирования на Ту-124
инструкторов он. Штурман Вавилов летал и на боевом поэтому при полётах в районе аэродрома мы часто его подменяли в экипаже, благо в училище все на нём летали. В тот период я летал в составе экипажа П.И. Кузьмина и при его полётах на Тушке тоже( когда не было Вавилова).
И вот однажды полетели в зону, на левом сидении Кузьмин на правом Божко на месте штурмана я. Дали нам зону №2, пришли в зону начали крутить виражи, ну что ещё на Тушке-то делать. После двух виражей лётчикам видимо это надоело, тем более, что у Кузьмина на любом самолёте все стрелки всегда на месте-собирать не надо. И они начинают снижаться, когда высота стала ниже 200 метров, я не зная их замыслов начал отсчитывать для них высоту, когда высотомер стал показывать минус 10метров я заткнулся. Штурманская кабина намного ниже кабины лётчиков (голова штурмана на уровне ж.... лётчика- аргумент в споре о том кто умнее
- шутка однако) и штурман в ней сидит правым боком вперёд по направлению полёта. За то практически под ногами у него стекло и вид вниз потрясающий, особенно когда полёт происходит на такой высоте. Дело было зимой и из ровного снежного покрова только торчали верхушки какой-то травы и когда у меня создалось впечатление, что они бьют по стеклу, я инстинктивно стал поджимать под себя ноги. Всё это на скорости 650 потом выполняется левый боевой разворот и вот мы уже на 500 метров идём в обратную сторону и тут Платоныч, говорит смотри солому ворует, давай пуганём. Я тоже смотрю и вижу огромный скирд соломы на поле,длиной наверно метров 40 и возле него стоит лошадь с санями и мужик вилами грузит на сани солому. Сказано -сделано, отходим подальше, чтобы нас из-за скирда не было видно,разворачиваемся на скирд и опять занимаем высоту минус 10 метров, скирд несётся навстречу с бешенной скоростью и он гораздо выше меня. Перед скирдом выполняется горка, проходим впритирку, я опять поджимаю ноги чтобы не разворошить солому, отходим опять левым боевым смотрю на скирд, лошадь несётся в одну сторону, мужик бежит в другую. Оглядываюсь в кабину экипаж не просто ржёт - рыдает. Во второй задание закончил, разрешите к третьему 500. Снижение к третьему на 500 - разрешаю. А нам и снижаться не надо- отлично.
Самым молодым в этом полёте был я и от меня ничего не зависело, а у лётчиков это бывает наверно независимо от возраста хотя и не всегда так
заканчивается. И зачем нам здалась эта солома? ...
Tags: welcome, История, Летчики, Настроение, Наши, Омск, Родина, Утро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments